Любовь вниз головой. Брак по-австралийски

“Никогда», — была моя первая реакция на просьбу начальницы написать ответ на письмо заграничного жениха. Никак не могла взять в толк, откуда этот незнакомец узнал обо мне, я ведь никому свой адрес не оставляла… А потом вспомнила, как однажды сфотографировалась для рекламы сайта знакомств, где работала переводчицей. Про фотосессию благополучно забыла. Тогда, в 19 лет, я вообще была далека от матримониальных планов. Да и об Австралии, откуда был родом незнакомец, почти ничего не знала. Разве что строчку из шуточного детского стишка о противоположном полушарии, где люди ходят вниз головой…

Именно там, в виртуальном пространстве, незнакомый Джон с загадочного континента меня и увидел. Однажды вечером они с другом веселились и рассматривали в Интернете фото девушек. «Если бы я женился, — заявил Джон товарищу, — то только на такой». И показал на меня. «Ну и напиши ей. Или слабо?!» — подзадорил друг.

Про этот спор Джон рассказал в переписке практически сразу. А я ни капли не обиделась. Наоборот, меня подкупила его бескомпромиссная честность, в итоге мы даже стали чаще общаться. А через три месяца он заявил, что уже забронировал билеты на самолет и летит в Украину. «Запомни, что бы ни случилось между нами при личном знакомстве — that’s all right и никаких обид», — написал он перед вылетом. Я переживала, всю ночь не сомкнула глаз, все представляла нашу первую встречу. Что за человек этот Джон? Какое будущее нам уготовили высшие силы? От терзавших сомнений даже немного похудела. А когда увидела его, почувствовала невероятное облегчение. Эмоции описать сложно, скорее ощущения: я почувствовала, будто меня укрыли мягким одеялом…

В тот же вечер он познакомился с моими родителями, получил одобрение подруг и сделал предложение. И все это, представьте, за один день! «Слишком стремительное развитие событий», — пронеслось тогда у меня в голове. Шестое чувство, как всегда, не солгало: это были первые шаги на пути к семейному счастью. Пойти к алтарю нам удастся лишь спустя два года…

 

Любовь без границ

Спокойствие и неторопливость — одни из главных черт австралийцев. Теперь я это хорошо понимаю. Но двенадцать лет назад, когда мне отказали в получении визы несмотря на чемодан доказательств нашей любви, я была в отчаянии. А Джон отреагировал на удивление спокойно: «Не волнуйся, найдем юристов и подадим документы снова». Любимый был прав — в следующий раз консул оказался более благосклонен, и я наконец смогла отправиться навстречу своей судьбе.

Австралия, наверное, единственная страна в мире, где государство принимает активное участие в сердечных делах своих граждан. Официально австралиец может три раза попытать счастья в браке с иностранкой. Если, конечно, в состоянии ее содержать. Правда, требования к доходам претендента не так уж высоки.

Избранницы приезжают в гости к своим потенциальным женихам по шестимесячной визе невесты. Их задача — за эти полгода успеть выйти замуж. Это не сделает их автоматически австралийками, зато даст шанс на получение гражданства через 4 года. С одной стороны — довольно жесткие условия, с другой — государство разрешает невесте работать и всячески помогает адаптироваться. Надо признать, что истории с заморскими женами далеко не всегда в Австралии имеют хеппи-энд — периоды притирки бывают абсолютно у всех, но не все их выдерживают

 

Тонкости перевода

Я ждала знакомства с родителями Джона и очень волновалась. Уже знала, что их зовут Рой и Джун, что они оба на пенсии и мой Джон — самый младший из четверых детей. «Конечно, ты им понравишься. Не волнуйся», — подбадривал жених. Когда мы вошли в дом, оказалось, что все большое семейство моего будущего мужа в сборе — родители, братья и сестры с женами, мужьями и детьми. Меня встретили с радушием, от которого веяло легкой прохладой. Никто ни о чем не расспрашивал, говорили в основном о погоде, и все были предельно вежливы. Это дало время прийти в себя, собраться с мыслями, немного настроиться на язык общения.

В этом проявляется еще одна отличительная черта австралийцев — они очень трепетно, с уважением относятся к свободе каждого человека, личностному пространству и в ответ ожидают того же. Вопросы вроде «Куда идешь?» или «Что собираешься делать?» считаются невежливыми. Зато узнать, как дела или как прошли выходные, в порядке вещей. Здесь принято здороваться и прощаться с продавцами, даже если вы просто зашли в магазин взглянуть на товар. Слова «пожалуйста», «спасибо», «будьте любезны», «не могли бы вы» — почти в каждом предложении. Детей в школах учат говорить «да, пожалуйста» или «нет, спасибо». Вместо наших скупых «да» и «нет».

Однако, не зная языковых тонкостей, легко попасть впросак! Например, местные любят пересыпать речь сокращениями. Даже с хорошим английским мне понадобилось время, чтобы привыкнуть к специфическому акценту и здешним словечкам. Кстати, есть шутка такая: «Австралийцы разговаривают так, чтобы муха не залетела». То есть почти не раскрывая рта! Но даже тщательно выговаривая слова, я ужасно терялась, когда видела, как напряженно родители Джона меня слушали. Зато как озарялись их лица, когда в конце концов они понимали, о чем идет речь.

 

Равноправное партнерство

Уже после свадьбы я узнала, что большая семья Джона во главе с родителями ждала нашей встречи с некоторым напряжением. Но настороженно они относились не ко мне лично, а к скоропалительному, с их точки зрения, браку. Помолвка в Австралии может растянуться на годы, а свадьба откладываться на неопределенный срок. Традиционные браки здесь не в моде. Пары могут жить десятилетиями и даже рожать детей в официальном статусе партнеров. И их отношения регулируются законом так же, как отношения мужа и жены, — с сохранением большинства прав и обязанностей. Именно поэтому, даже рожая 3-4 детей, женщины не особо зависят от мужчин материально. Да и помощь государства играет в этом немаловажную роль.

В моем случае по условиям визы я должна была выйти замуж в течение полугода. Щадя нервы семейства Грей, дату свадьбы мы выбрали максимально отдаленную… через пять с половиной месяцев. Чтобы успеть подать документы об изменении статуса невесты. Во всем, что касается документов, австралийцы очень щепетильны. Возможно, это самая бюрократическая нация в мире. К бумагам относятся аккуратно и трепетно, словно к собственноручно написанному любовному роману, — их заверяют, ими поздравляют, напоминают, предупреждают и шлют тоннами… За день в моем почтовом ящике порой скапливалось с десяток писем, адресованных лично миссис Эмилии, И это в век электронной почты!

Может ли семейная лодка разбиться о быт? В Австралии это крайне сложно!

 

Непотопляемая семейная лодка

Я, наверное, фаталистка, но над вопросом, на что, собственно, буду жить в чужой сторонке, никогда не задумывалась. Потому что была на сто процентов уверена в Джоне. И он не подвел — сразу после моего переезда мы открыли совместный счет, и я получила электронную карту. Деньги в австралийских семьях считаются общими независимо от того, работает жена или нет. Джон мне так и сказал: «Решай сама, чем будешь заниматься: работать, учиться или сидеть дома… Я поддержу любой твой выбор». Несколько недель я наслаждалась пляжами и океаном, получила водительские права и… вышла на работу. Наконец-то у меня, истосковавшейся по общению, появились подруги, женские посиделки, пятничные походы на дискотеки. Когда приезжаешь в страну, где никого кроме мужа и его семьи не знаешь, работа помогает создать свой круг общения, избежать депрессии, хандры и тоски по дому.

Может ли семейная лодка разбиться о быт? В Австралии это крайне сложно! У нас не было с этим никаких проблем. Кто дома, тот и готовит. Нечего есть? Закажем на вынос или сходим куда-нибудь. Уборка? Вместе в выходной. Естественно, когда я забеременела и больше времени проводила дома, стала чаще готовить и убирать. Но муж всегда готов помочь — и словом, и делом, и техникой. Вообще, австралийцы охотно скупают все, что может облегчить домашнюю работу. Мульти-варки, кухонные процессоры, мороженицы и эргономичные сковородки, роботы-пылесосы, сушилки для белья и чудо-утюги — все это составляет внушительную расходную статью бюджета. Сразу после выплаты по кредиту на дом. И в этом нам тоже повезло. Потому что тогда, более десяти лет назад, дома стоили на порядок дешевле, чем сейчас, и кредит за виллу с четырьмя спальнями и бассейном мы выплатили довольно быстро.

 

Здоровье нации

Вспоминая первую беременность, до сих пор улыбаюсь. Я ощущала себя хрустальной вазой, а австралийки над моей мнительностью только посмеивались. У них нет карточек учета, списка анализов и УЗИ, визиты к доктору носят скорее эпизодический характер, и никто не считает беременность чем-то экстраординарным. После родов новоиспеченных мам выписывают буквально через несколько часов, и они радостно топают домой. Это сейчас я понимаю, что здесь живут здоровые люди, которые рожают здоровых детей. Поэтому тут не существует перинатальной диагностики и медицинской индустрии, посвященной беременным.

Правда, после рождения нашего первенца Сэма семейный небосклон затянуло тучами, которые местами напоминали грозовые. Я метала гром и молнии, переживала о новорожденном, уставала и срывала злость на муже. Благо он был всегда под рукой — организовав собственный бизнес, обычно работал дома. Супруг не разделял моего беспокойства по поводу здоровья сына. Его волновало мое состояние. Он не мог понять, почему я на взводе, а я — как можно этого не понимать. Но, к счастью, его терпение и трогательная забота помогли прийти в себя. Сын тоже решил отпраздновать родительское примирение и стал спать по ночам. И вот когда мы решили, что все у нас благополучно, я сделала тест на беременность, и он показал две полоски! Впрочем, к тому времени во мне уже включился «режим австралийки». Я стала уравновешенной, уверенной в себе и наслаждалась беременностью. Может, поэтому Элли — полная противоположность брату. Это спокойная, рассудительная девочка — мое маленькое сокровище!

 

Мама на полный рабочий день

С момента рождения Сэма я превратилась, как здесь говорят, в full-time mum, «маму на полный рабочий день». В Австралии дошкольные учреждения — дорогое удовольствие, поэтому родители сами решают, куда и на какой период готовы отдать ребенка: на всю неделю в заведение семейного типа или на один-два дня в обычную группу. Школы здесь бесплатные, но обучение начинается с четырех лет, уроки проходят два раза в неделю. Первый год больше напоминает занятия в детском саду, а с пяти лет юные австралийцы идут в подготовительный класс. Здесь уже все по взрослому — учителя, парты, правила. Затем с первого по шестой класс дети переходят в начальную школу, а с седьмого по двенадцатый — в старшую. Нынешний учебный год стал для меня переломным, так как обе мои крохи отправились учиться. Элли пока посещает уроки несколько раз в неделю, а Сэм в школе целый день, ведь он уже первоклассник.

Как ни странно, рождение дочери помогло мне найти себя в профессии. Я, наконец, поняла, чем хочу заниматься и каких высот достичь. Вот уже три года посвятила фотографии. Специализируюсь на выездных семейных фотосессиях. В Австралии удивительные люди, совершенно потрясающая природа, а равных по красоте пляжей нет во всем мире! Так что моя работа — это и доходный бизнес, и вдохновение, и источник бесконечной радости.