Младшая лига: как справляться с обыденными поведенческими проблемами

Поведенческие проблемы — трудный аспект родительства, требующий больших затрат времени. По данным Американской академии педиатрии, большинство родителей могут перечислить пять-шесть вещей в поведении своих детей, которые они хотели бы изменить.

В ногу со временем: как изменить поведение ребенка

Конечно, одно дело — идентифицировать поведенческую проблему, другое дело — выработать план по избавлению от нее. Вот несколько советов, как справляться с разными поведенческими проблемами, которые свойственны детям сегодня.

• Определите проблему (или проблемы), которой следует заняться в первую очередь. Идентифицируйте одну, максимум две поведенческие проблемы, которые вы действительно хотите решить как можно скорее. Другими поведенческими проблемами можно заняться после того, как первоочередные будут под контролем. Если пытаться решать все за один прием, ребенок, чего доброго, может подумать, что вы отправили его в исправительное учреждение, а это не лучший способ гарантировать его интерес к программе модификации поведения.

• Попробуйте понять, что творится у ребенка в голове. Попытайтесь разобраться, каковы мотивы плохого поведения. Вам захочется выяснить, то ли он плохо справляется с трудностями, то ли жаждет внимания, то ли испытывает нечто абсолютно иное, из-за чего возникает данная проблема. Понимание того, что служит причиной плохого поведения, облегчит выбор эффективной программы модификации поведения.

• Выработайте план борьбы с проблемой. Поставьте ребенку цель и поощряйте его двигаться к этой цели. Позаботьтесь, чтобы цель была четко сформулирована и совершенно конкретна («На этой неделе я каждый день буду успевать на школьный автобус»), а не расплывчатой и туманной («Я буду стараться успевать на автобус»). Важно, чтобы цель была сформулирована позитивно («На этой неделе я каждое утро буду успевать на школьный автобус»), а не негативно («Я ни разу не пропущу на этой неделе школьный автобус»), потому что вы хотите поставить акцент на желаемом поведении, а не на том, которое стараетесь исправить.

• Позаботьтесь, чтобы цель была реальной. Ставить перед ребенком цель, которую слишком трудно достичь, является только пустой тратой времени. Поступая так, вы обрекаете чадо на неудачу, а это не самый эффективный способ повысить его самооценку. Пусть знание сильных и слабых сторон ребенка позволит вам выбрать такую цель, которая достаточно трудна и интересна, чтобы вдохновлять, но не настолько трудна, чтобы его обескураживать.

• Выбирайте правильный момент для начала программы. Если в данное время ребенок переживает сильный стресс (к примеру, только что умерла его собака или его лучший друг переехал в другой город), это не лучшее время браться за проблему его сквернословия. Возможно, вам захочется поступить, как Скарлетт О’Хара, и отложить решение на потом. С другой стороны, решение некоторых вопросов просто нельзя откладывать на потом; если есть симптомы развития серьезной поведенческой проблемы, приступать к ее решению следует немедленно.

• Планируйте свой следующий ход. Заранее обдумывайте, что вы сделаете и что скажете в следующий раз, когда ребенок будет вести себя плохо: прибегнете ли к селективному игнорированию, отправите ли ребенка в тайм-аут или лишите какого-то права. Продумав стратегию заблаговременно, вы будете больше верить в свою способность справиться с проблемой ребенка.

• Не забывайте, что акцент следует делать на позитиве. Если ваша программа модификации поведения сосредоточена главным образом на наказании за плохое поведение, вам будет трудно мотивировать ребенка. Это одна из причин, по которой в любую программу управления поведением стоит включать поощрения и награды. Вот несколько важных вещей, которые следует помнить, когда вы используете поощрительные методы подкрепления хорошего поведения ребенка.

• Выбирайте поощрения, которые будут мотивировать. Хорошо действует комбинация деятельных поощрений (поощрения, сводящиеся к занятию определенной деятельностью, которую ребенок любит) и материальных поощрений (предметы, которые хочется получить ребенку). По очевидным причинам нужно ограничить стоимость материальных поощрений: вы же не хотите, чтобы программа модификации поведения ребенка привела вас к банкротству! Кроме того, нет нужды перебарщивать с материальными вознаграждениями; деятельные поощрения могут быть чрезвычайно эффективными.