При такой матери

После смерти отца жить стало совсем невыносимо. Мать полностью сосредоточилась на Лене, и та чувствовала себя бедной приживалкой при богатой барыне.

Или, точнее, чем-то средним между тенью и безропотной служанкой.

Это случилось на дне рождения Вики, подруги Лены. Вокруг кипело веселье, а Лена, наклонившись к соседке по столу, сжимая и разжимая от волнения руки, делилась своими переживаниями.

— Я осталась совсем одна, — обреченно твердила Лена, — совсем одна…

Было очевидно, что ее прорвало, иначе не стала бы она рассказывать малознакомому человеку о своей жизни.

Маменька ее стала законченной эгоисткой и тираншей, спекулирующей на жалости и доброте дочери. — А ты пробовала откровенно поговорить с ней, — поинтересовалась соседка, — сказать, что ты — взрослый человек и у тебя может быть своя личная жизнь.

— Что ты! — В глазах Лены отразился неподдельный ужас.

— Она скажет: «Я все сделала для тебя, а теперь ты хочешь меня бросить…

» Опыт наблюдений психологов подтверждает, что жертвенность становится у определенного типа женщин второй кожей и от нее очень трудно избавиться.

Если вообще возможно.

Здесь нужны воля и характер. Но такие качества присущи далеко не всем.

Большинство покорно несут ярмо жертвы, не думая о том, что тем самым они безвозвратно губят, если уже не погубили свою жизнь.

Еще один вариант отношений с матерью, сходный с ситуацией Лены.

При таком варианте у ребенка формируется комплекс любимой игрушки.

То есть когда мать до самозабвения, патологично любит своего ребенка и не дает ему буквально шагу ступить без ее на то соизволения и одобрения.

Это дикая, нечеловеческая любовь, при которой ребенок постепенно утрачивает все черты личности и становится эхом и тенью материнского «эго». Какие-либо самостоятельные поступки при этом отрицаются напрочь. За игрушкой просто не признается права поступать вообще.

Мать руководит всеми помыслами и чаяниями своего чада — выбирает книги, одежду, друзей.

Любимых она не выберет никогда. Они просто не вписываются в ее картину мира.

Рядом с ее ребенком должна быть только она одна. Мать.

И никого больше. При такой матери девочка обречена остаться старой девой, потому что даже на половую близость решиться без санкции матери она не в состоянии.

Это касается не только девочек, но и мальчиков. Наглядный тому пример — жизненная трагедия всеми обожаемой Нины Сазоновой, любившей своего сына дикой, слепой любовью (то же самое было уготовано и ее дочери, если бы она у нее была).

Сын прожил с матерью всю жизнь.

Ни личная, ни профессиональная жизнь у него не сложилась.

Он стал регулярно избивать свою мать. А потом покончил жизнь самоубийством, выбросившись из окна.