Методологический недостаток

Л. Берталанфи не хочет понять, что соотношение неопределенностей, истолкованное как закон, отражающий корпускулярно-волновую природу микрообъектов, вовсе не противоречит принципу причинности. Наоборот, оно отражает определенный вид причинных связей в микропроцессах. Диалектический материализм рассматривает причинность как одну из форм, в которой выражается объективно реальная мировая связь и не сводит ее к механической форме причинности. Л. Берталанфи, являющийся одним из крупнейших современных биологов, считает, что органицизм есть философская концепция, имеющая дело с анализом системных предметов, понимая под системой комплекс элементов, находящихся во взаимодействии. Основной методологический недостаток теоретических концепций Л. Берталанфи заключается в том, что он своей общей теории систем придает характер универсальной науки, охватывающей не только все отдельные науки, но и выполняющей роль философии современной науки, серьезно полагая, что ему удалось найти третью линию в философии. Таким образом, в силу серьезных методологических пороков, организмизм Л. Берталанфи, вопреки мнению его автора, не может открыть принципиально новых перспектив в науке, а тем более привести к основополагающим философским концепциям. Согласно теории аристогенеза, предложенной в 1931 г. известным американским палеонтологом антидарвинистом Г. Осборном (1857-1935), эволюция представляет собой процесс, совершающийся в генной плазме и совершенствующийся в результате некоего мистического стремления к лучшему. Возникновение новых признаков, по Г. Осборну, является непостижимым, целесообразно направленным процессом, который совершается в так называемой зародышевой плазме независимо от условий существования организмов. Гносеологической основой идеалистических извращений специфики живого неовитализмом и холизмом является одностороннее признание роли целого в деятельности организма, принцип подчинения частей целому. Отвергая механистический, так называемый суммативный подход, по которому целое есть всегда сумма своих составных частей, мы не должны и фетишизировать целостность, как это делают неовиталисты.