Корифеи естествознания

При обобщении богатейшего фактического материала по физиологии головного мозга он вплотную подошел к сознательному диалектическому пониманию сущности сложнейшей работы мозга. Подлинно научное материалистическое учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности является могучим оружием в идеологической борьбе со всеми проявлениями идеализма и мракобесия в науке и философии. Свою борьбу за материализм И. П. Павлов особенно развернул в связи с разработкой им учения о высшей нервной деятельности животных. И. П. Павлов истолковал материалистически не только биологические явления, с позиций материализма он подходил и ко всем явлениям природы. Для него наука — это отображение материальной деятельности, природы. Для И. П. Павлова было несомненным, что природа, мир существуют вне и независимо от человека и что познание мира есть отражение в мышлении этого мира. И. П. Павлов исходил из неразрывной связи структуры и динамики. Развивая материалистические философские положения о единстве материи и движения, он исходил из идеи, весьма важной и для биологии, а именно: из идеи неразрывного единства материальной структуры и функций организмов и их частей. Нет функций, которые не были бы функцией определенной материальной структуры, определенного материального субстрата. Именно наличие функций без субстрата, т. е. совершенную бессмыслицу, утверждал и утверждает идеализм, отрицая связь психики с нервной системой. Великий физиолог рассматривал организм как целое, лишь в метафизической абстракции подразделяемое на отдельные, оторванные друг от друга функции. Как ясно каждому, животный организм представляет крайне сложную систему, состоящую из почти бесконечного ряда частей, связанных как друг с другом, так и в виде единого комплекса с окружающей природой и находящихся с ней в равновесии. Подчеркивая эту целостность, единство организма, он в то же время отвергал те антинаучные воззрения, согласно которым целостность организма есть якобы доказательство ее мистической автономности, полной независимости от внешней природы. Исходя из этих воззрений, И. П. Павлов вел решительную борьбу против автогенетических теорий.