Удовлетворенность жизнью

Удовлетворенность жизнью

Вы ожидаете начала своей настоящей жизни? Если да, то как вы узнаете, что она началась? И что на самом деле должно произойти, прежде чем для вас наступит действительно хорошее время? Я часто слышу от клиентов, что они знают — как только они достигнут того, этого или чего-то другого, они будут счастливы. Но подумайте: что, если счастье — это не какое-то идеальное положение, ради которого мы работаем, а скорее некоторое состояние нашего разума, которое мы можем создать, даже если не успеем переделать всех дел, назначенных на эту неделю? Расслабьтесь чуть-чуть, дайте себе передохнуть и осознайте, что счастье доступно вам прямо здесь и сейчас (да, несмотря на то что у вас не наилучшие взаимоотношения с любимым, несмотря даже на то что вы все еще весите более шестидесяти килограммов, что вы не можете приобрести большую квартиру…). А ведь это правда: вы можете быть счастливы, когда только захотите, и для этого не нужно никаких внешних условий. А если вы не верите мне (поскольку знаете, что будете счастливы вечно, как только повстречаете мужчину своих грез), не отвергайте заранее того, что я скажу, пока не дочитаете до конца эту главу.

Мудрейшие советники Тони Блэра из стратегического центра на Даунинг-стрит исследовали вопрос, повышается ли в современном обществе уровень удовлетворенности жизнью, ощущаемой как радостное настроение. В своем докладе они пришли к печальному выводу, что повышение стандартов жизни не сделало нас более счастливыми. В заключении этих политиков и экономистов говорится: «Несмотря на значительное повышение национального дохода и потребления за последние тридцать лет, соответствующего возрастания удовлетворенности жизнью не наблюдается». Джеймс Уилсон, глава стратегического мозгового центра «Демос», предсказывает будущее, в котором прерогативой деятельности правительства может стать забота о том, что действительно делает нас счастливыми. Он говорит: «Это будет означать большее сосредоточение правительства скорее на дружественных отношениях, а не на жоростных автомобилях; на добрососедском общении, а не на каникулах на Карибах; на окружающей среде, а не на бесконечном накоплении предметов потребления».

Да, мы все хотим больше денег; конечно, это так, но эксперты соглашаются, что фактически, если вы не входите в беднейшую треть населения, размер вашего состояния не оказывает влияния на ваше ощущение счастья. Сколько еще одежды, цифровых видеоплееров, компьютеров, автомобилей, телевизоров… вам потребуется? Всегда ли терапия покупками оказывает воздействие и долговременен ли ее лечебный эффект? Вам, конечно, знакомо возбуждение после серьезной серии закупок. Приобретение вещей повышает наше настроение. Но вы знаете также, что все эти полные пакеты, приносимые домой, не могут доставить вам длительного счастья и удовлетворения.

Так кто же хочет денег, секса, власти и статуса?

Ну, большинство из нас, на самом деле. Недаром же утверждается, что наша культура сосредоточена на том, как получить побольше этих четырех благ. Да, мы все хотим достаточно денег для жизни, а секс, власть и статус очень приятны, но факт остается фактом, что все это само по себе не может принести нам долговременного удовлетворения — а иногда эти вещи даже препятствуют нашему счастью.

Откровения «Демоса» лишь подтверждают мудрость, осознанную последователями древних духовных и мистических традиций и утверждающую, что счастье — не в получении того, что вас удовлетворило бы, а в удовлетворении тем, что вы уже получили. Итак, наслаждайтесь дарами материального мира, но осознавайте, что счастье — это состояние ума. Оно — внутри, а не вне нас, в какой бы форме оно ни являлось вам. Это — великолепная новость, означающая, что вы можете сейчас же, немедленно прекратить чувствовать себя несчастной! Вы не зависите более от того, что случится с вами, или от того, кто пожелает войти в вашу жизнь (либо, наоборот, не пожелает), или от того, можете вы или нет купить эти божественные полосатенькие сандалии от Джимми Шу. Вы можете теперь сами выбрать, чувствовать себя счастливой или нет. Что может быть проще?